Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Аранжировки в hip-hop'е
Автор: bj_solin
опубликовано: 08.01.2008



Темой для нашего разговора, как это может показаться банально, мы выбрали именно аранжировку в РЭПе. На первый взгляд это может показаться абсурдным, писать об искусстве аранжирования в РЭПе. Как считают многие из обывателей, РЭП – это, прежде всего идея, воплощенная в слова и словосочетания, а музыка – это так, для поддержки ритма. И вот именно с этим мы не совсем согласны.

Для начала давайте дадим определение понятиям «РЭП», «аранжировка».

Как утверждает «Современная энциклопедия. Музыка наших дней» Аванта +, изданная в Москве в 2002г (довольно солидное издание), одна из версий расшифровки аббревиатуры «РЭП» - «ритмическая американская поэзия» (rhythmical american poetry).

Родина РЭПа – бедный район Нью-Йорка – Южный Бронкс. Именно здесь в начале 70-х годов преимущественно в латиноамериканских и афро-американских кварталах, возникло явление, которое позднее стали именовать культурой хип-хоп (hip-hop).

Здесь надо оговориться, что хип-хоп включает в себя настенные росписи – графити (graffity – «нацарапанные»), уникальный по своей пластичности танец брейк-данс (break-dance), манеру спортивно одеваться и, наконец, музыкальное направление РЭП (rap).

Ключевая фигура в истории рэпа – Кул Ди – Джей Херк (Cool DJ Herc). Этот диск – жокей ямайского происхождения появился в Южном Бронксе в 1969г. Именно он одни из первых начал использовать лупинг (looping, от «loop» - «петля») – циклическое воспроизведение определенного звукового фрагмента или сэмпла (sample - «образец»). В качестве сэмплов Херк использовал брейки (break – «разрыв», «перерыв», «передышка») – места в музыкальной композиции, где основные инструменты временно умолкают и слышны только басы и ударные, или одни ударные. Из под рук диск – жокея выходил сплошной ритм, под который было удобно танцевать брейк-данс.

«Крестным отцом» РЭПа считают Грэндмастера Флэша (Grandmaster Flash, настоящее имя Джозеф Сэдлер - Joseph Saddler, родился в 1958г.) Он перенял технику Херка и усовершенствовал ее. Флэш ставил рядом с собой два проигрывателя с одинаковой записью и попеременно включал их. Пока нужный отрывок воспроизводился с первой пластинки, диск-жокей имел достаточно времени, чтобы отыскать начало данного фрагмента на второй. Кроме того, во время воспроизведения первого диска Флэш производил различные манипуляции со вторым и добивался различных звуковых эффектов. Данная техника получила название скрэтчинг (scratching, от to scratch – «царапать», «скрести»).

Здесь хотелось бы немного отступить от истории РЭПа. Этот метод до сих пор является самым распространенным в различных направлениях музыки. Таких, как клубная музыка (отличие в том, что на определенный «сэмпл» диск – жокей кладет еще один «loop», отличный от «сэмпла»), rap-core (здесь на определенный «loop» кладут живое звучание инструментов и плюс к стандартной квадратной форме – куплет – припев – куплет – припев, которые, кстати, тоже «loop»ируются, к ним прибавляется мелодичные проигрыши – вставки, замешанные на том же ритме), техно-хаус (здесь все тот же «loop» и воображение инструменталиста (слава Богу, разнообразие техно-звуков и ритмических рисунков не счесть)).

Что ж, давайте, вернемся к истории выше упомянутого музыкального течения. В 1976г. Флэш решил, что ему не помешает напарник вокалист. (Вокал в РЭПе под стать музыке – не пение, а быстрый ритмический речитатив) Опыт удался, и в результате Грэндмастер сформировал собственную группу. Начало новому направлению было положено.

РЭП стал доступен каждому. Для его исполнения не обязательно надо было использовать дорогостоящие инструменты – достаточно двух проигрывателей, чужой музыки для сэмплов, умения рифмовать строчки и немного фантазии. Вскоре появилось огромное количество молодежных групп, исполнявших свою музыку. Тексты были в основном посвящены тяготам жизни в бедных кварталах больших городов.

Вот здесь хотелось бы остановиться и вспомнить о теме нашего разговора: об аранжировке в РЭПе.

Но прежде, надо отметить: музыка, прежде всего, отражает идею (образ), обретающую доходчивый смысл в словах. И это не просто смена настроений в музыке: если слова песни печальны, то музыка грустная, или наоборот, нет. Здесь надо точно передавать интонационными фразами самые тончайшие нюансы и движения души и тела, о которых поешь. Например, если певец решил поведать миру свою историю о самоубийстве, через прыжок в пропасть, то естественно мелодическая и гармоническая линия должны будут передавать именно то самое ощущение полета, причем полета в никуда, значит настроение, которое будет владеть этим произведением, будет безысходность.

Аранжировка или аранжировать – это в переводе с французского означает приводить в порядок, устраивать. Обычно аранжируют, то есть приспосабливают, музыкальные произведения, написанные для одного инструмента, для исполнения на другом инструменте или нескольких. (не путать с инструментовкой) Если инструментовка – это искусство переложение определенного музыкального произведения для звучания в оркестре. То аранжирование – это искусство накладывать ритмический рисунок одного стиля на гармонию в другом, заправлять все это парой – тройкой интонационных «фишек» в исполнении какого – нибудь инструмента, и чтобы все это было в ладу с главной мелодической линией (если таковая имеет место в данном музыкальном произведении). Это примерный, и надо сказать самый оптимальный вариант аранжирования песен современной эстрады. Классику, будь она времен великой Австрийской школы, или современный экспрессионизм под эту категорию не попадает. Поскольку классические каноны композиции и разработки формы музыкального произведения не могут обсуждаться с точки зрения сочинения эстрадных песен) И хотя сейчас все больше внимания обращают на музыкальное содержание песен, добавляя неординарные музыкальные обороты в исполнении различных инструментов, «рваный» ритм с большим количеством ударных, и, конечно же изощренная мелодическая линия, большое количество музыкальной продукции современной эстрады не отличаются особым разнообразием в композиционном и гармоническом отношении.

Что же касается аранжирования в РЭПе, то здесь и в западных и в восточных течениях царит полнейшее разнообразие. Все, что было придумано в музыке, от национальных напевов и классики до техно и core-музыки, все это присутствует в РЭПе. Возьмем в качестве примера музыкальные произведения Тупака Шакура. Всем он нам известен как трагический символ гангстерского РЭПа. Не будем останавливаться на его текстах, т.к. как мы говорили уже раньше, музыка прежде всего отражает идею (образ), обретающую доходчивый смысл в словах.

В его музыке можно найти все: от ритм-и-блюза до госпела.

Госпел (Евангелие) – вокальный стиль духовных песнопений черных американцев, восходящий к спиричуэлу (духовный). А уже от госпела пришел к нам блюз. Из этих трех поколений можно проследить естественное развитие музыки к современной эстраде. Спиричуэлс – форма: вопрос-ответ, вопрос ответ, синкопированный ритм, наложенный друг на друга с определенным смещением, медленный темп (не только), и изломанная мелодическая линия.

Госпел – почти то же самое, что и спиричуелс. А вот блюз (от слова «голубой» - «меланхолия», «печаль») конкретно выделяется среди различных джазовых направлений – 5 и 7 ступени в мелодике блюза понижены, за счет этого и достигается то горестное настроение в этом музыкальном произведении. В этом музыкальном направлении можно импровизировать бесконечно (собственно, что и делают тамошние музыканты). Наложите на блюзовую мелодию джазовую гармонию (только не переусердствуйте, поскольку в РЭПе все кроме ритма доводят до минимализма. Слишком насыщенная гармоническая фактура чревата тем, что просто-напросто будет отвлекать от текста) смещенный, жесткий, четко - прослушиваемый ритм, и вы получите одно из произведений Тупака Шакура. Ярким примером вещи, когда на такой насыщенный ритмический рисунок накладывается мелодический мажорный госпел может послужить «песня» Тупака Шакура «Changes». А если сделать тоже самое, но только с одним но: минорным уклоном, звучанием живых инструментов и лирическим припевом, которые исполняет детский хор, то получиться такой маленький шедевр - «My Block» (кстати, первую вещь можно отнести к фанку).

Его гангстерские произведение изобилуют разнообразием ударных инструментов, акцентированным басом, которые в свою очередь подчеркивают характер исполняемого произведения (чем больше ты хочешь доказать своим врагам, что ты крутой и не дашь не кому спуску, тем жестче бьют ударные и тяжелее бас).

Есть и чисто блюзовые вещи. Гармония: ударные, бас, фактура – легче, чем в гангстерском и с типичными блюзовыми понижениями. И плюс к этому, хорошая джазовая вокалистка с необыкновенно большим голосовым диапазоном и умением выводить джазовые мелизмы. Такая вокалистка, вступающая только в припевах и вставках, приблизит музыкальное произведение к эстрадному, и вместе с тем, текст не потеряет смысл на фоне музыки (Californian Love).


Следующий музыкант, о котором хочется упомянуть, и который в своем творчестве явно неординарен и, что не мало важно, разнообразен, это D M X. В чем же проявляется разнообразие? Именно в подаче музыкального материала. Причем здесь можно с полной уверенностью сказать, что музыкальное сопровождение у него играет роль не просто музыкального сопровождения под настроение текста, а именно жирно подчеркивает его. В качестве примера возьмем композицию «Number 11».

Здесь певец явно пытается что – то доказать обществу и это он делает с помощью звучания разнообразных инструментов, в данном случае акцентированного боя по струнным инструментам, четким и вместе с тем смещенным ритмом и интонационными фразами и выкриками, которые подчеркивают то, что он хочет донести до людей.


«Snoop Dog» - завораживает своей манерой «пения»: осторожной и сладко – ироничной, и такой же аранжировкой в композициях.


«Wu-Tang Clan» - эти ребята настроены решительно - пусть не берут интересным музыкальным материалом, за то голосовая отдача просто поражает силой, хотя как сказать. Вставки из различных национальных фрагментов и хорошо проработанный ритм.


Что ж, теперь плавно перейдем к российскому РЭПу. Довольно интересный феномен. Честно признаюсь, прослушала я не много, но даже из этого можно сделать вывод: тот кто пишет им музыку – человек талантливый, хорошо ощущающий, как с помощью средств музыкальной выразительности можно усилить эффект силы текста. Попробуем разобраться в аранжировании музыкальных композиций некоторых российских групп.

Начнем с Триады – Дино и Ниггатива. Не буду разбирать тонкости текста, просто скажу, что музыкальное оформление таких произведений, как «Брачо», «12 рекомендаций к танцам», «Немо», «Абракадабра» и многие другие сильно ориентированы на западную музыку. А если точнее, на смесь различных национальных особенностей музыки (латино, восточные, даже джаз) и техно хауса. Возьмем «Абракадабру» - здесь жесткий, рваный ритм явно латиноамериканского происхождения, поддержанный медными духовыми – и вот перед вами «Абракадабра».


«Брачо» - эксперимент удался: попсовый рэйв и манера исполнения стиле Рэгги и рок-н-рольный конец – все вместе – веселая «телега».


«Н. И. Г. А. Т. И. В.» - здесь тубы играют роль и фактуры и ритмической линии – причем очень смахивает на Би – Боп (джаз).


«Вендетта» Нигатива – как это ни странно, очень смахивает на первые композиции 50 Cent. Та же пульсация в низах – чтобы подчеркнуть тревожный и вместе с тем мрачный характер текста и большие интервальные скачки в исполнении скрипок – создается впечатление, что слушаешь нечто эпохальное.


А вот Нигатив «Триада» - лирическое произведение: мелодичная линия скрипичных вносят и грустные ноты и в то же время надежду, небольшие вставки синтезатора звучат как вопрос – точное сопровождение текста.


В том же стиле и «Потерянный рай», но здесь звучит безысходность - в исполнении виолончели. Надо сказать, что звучание цельное, как будто партию виолончели специально писали для этого произведения. Гитара усиливает отчаяние: падающие звуки перебора… послушайте – произведение наполнено душевными переживаниями.


Так, посмотрим что такое «Крек». Такую музыку, как у них надо слушать ценителям эстрады и спокойным интеллектуалам. Не буду описывать каждое их произведение – просто послушайте их и вы поймете, что каждое из них имеет свой насыщенный музыкальный цвет.

Легкий джаз с еще более легким бархатным звучанием джазовых инструментов – музыка в полном смысле.


3NT – это или феноменальная группа или она еще не определилась в стиле. Обычно мы всегда узнаем исполнителей по определенным, характерным только им интонациям исполнения. Здесь же все.


Возьмем «Романтику» - блюз в исполнении вокалистки, который затягивает своим минимумом инструментов и чувственным голосом девушки. Произведение нельзя назвать и чисто американским, и вместе с тем …


«Отвлеченные» - сбор ритмической эклектики и интонационной игры голосом. (Кстати, этот стиль характерен американской музыке)


«Пока» - очень смахивает на «Мумий Тролль». Смешайте это с трансом – «Пока».


«Комбинация» - техно-хаус плюс ударные «Prodigy».


«Интро» - типичная советская музыка в стиле «Спейс» (Космос).


Я вам советую их послушать хотя бы за то, что они разнообразны во всем.


Отправимся по волнам музыки «Касты».

Для начала возьмем «Для великих открытий» - вступление чем – то напоминает Моби с его отвлечениями в музыке – собственно это и придает музыке широту и некоторую глобальность. Кстати, текст звучит точно также – глобально. То же самое «Под одним небом». Лирическая разработка фактуры в исполнении фортепиано, вставки флейты – пана и интонационно нарастающий бас – звучит глубоко трогательно и создает чувство озаренности.


«Черви ненависти» - отрывистое фортепиано, глиссандированные струнные, жесткий ритм ударных – перед вами отличный вариант музыкального фрагмента, выказывающий свою ненависть.

«Вечер красит город» - такое ощущение, что стиль взят из рок-оперы Н. Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», песня Рейнджеров или эпизод, который рассказывает о Публичном доме в Калифорнии. Те же инструменты, те же интонации. Послушайте рок-оперу – найдете аналогию.


«Уже вечны» - начало в стиле готического фэнтези – масштабные басовые низы, прерывающиеся виолончели и отсутствие ударных – страшно…


«Фальшивые Эм Си» - ломаные атональные аккорды, фортепианные, скрипичные, гитарные, духовые диссонирующие вставки создают впечатление мрачного конца всего мира, безвыходного положения, и даже злой иронии над всем сущим…


«Кукловод» - то же самое. Злая, черная, ироничная музыка.


Сразу скажу, что композиции «Смоки Мо» покорили меня своим напором, непохожестью музыкального оформления, в конце концов даже манерой чтения. Взять хотя бы «Пулевые поводы»: что сразу бросается в глаза – манера чтения – целеустремленный голосовой напор, рванный ритм; аранжировка минимальна, но от этого не скудна – смена там-тамов и тамбурина, глисс в струнных – все это создает впечатление, что произошедшего не изменить, но выжить в этом мире каким - то образом надо.


«Брачо» оригинален подбором музыкального материала – хрустальные звуки из музыкальной шкатулки.


Если вы читали «Кысь» Татьяны Толстой, то вы поймете, что аранжировка «Дурки» точно подойдет к этому литературному произведению.
Угрожающе-нарастающие духовые, нисходящая мелодия синтезатора, четкий ритм – ощущение вечного отчаяния и вечного страха.


«На пути богов» - здесь инструмент, сильно смахивающий на ситар и электронный проигрыш. Мило.


«Проклятье дворецкого» - ускоренный грустный джаз, с голосовыми вставками. Звучит красиво, особенно в купе с речитативом.


«Umbriaco» - команда - мир. Почему? Потому, что вобрала в себя все стили, о которых я имею хоть какое – то представление.


«С вами Бог» - музыкальное оформление до боли напоминает композицию 50 Cent и The Game «Hate it or Love it». Та же надежда на будущее – размеренный умиротворяющий сэмпл. Но в отличие от ваших американских коллег здесь нет место грусти, напротив - свет.


«Сопротивление» - ритм в исполнении струнного инструмента, который идет поперек ударных и гитарное обыгрывание тоники – при слушании охватывает чувство чего – то нереального.


«Только для тебя» - красивая, немного разболтанная (что типично джазу), баллада о любви. Отвлеченные импровизированные джазовые пассажи синтезатора и трубы, одним словом – мечта для девушки.


«Береги тачку» - осторожные, словно подпольные басы, такие же ударные, тик-так – пульсация, предупреждающие звуки синтезатора, нарастающий вокал - настороженная решимость. Хорошо бы озвучило какой-нибудь напряженный момент в гангстерском фильме.


«Ответный удар» - образчик энергичного, жесткого РЭПа. Сразу бросается глаза убойные ударные и такие же убойные низы, все это подчеркивает бескомпромиссность вокалиста. Хотите испытать настоящую ярость – добро пожаловать.


«Марс» - совсем не похож на бога войны. Напоминает «Только для тебя». Также нежно.


Теперь давайте вспомним и о нашем РЭПе, о казахстанском. Большая половина музыкального оформления к текстам взята из композиций хорошо известных вам рэпперов. Но есть и исключения.


«Som Clan» - «В любое время года каждому своя…» - красивая разработка музыкального материала – печальные гитарный перебор, четкие добротные ударные, рваный скрэтчинг. И на все это умело наложенная песня Петрова «У природы нет плохой погоды». Видимо «Som Clan» большой поклонник творчества Петрова. Это можно услышать в его размеренно – ностальгической композиции «Мелодии детства». (как композитор Петров, наверно один из самых талантливых музыкантов в Советском Союзе).


«Не понял» - электрогитара в стиле рок-н-ролла наложенная на интенсивные, хотя и умеренные ударные. Под эту композицию хорошо размышлять о будущем. (Чем – то напоминает композиции «Dare Straits»).


«Покажи мне деньги» - сразу настраивает на решительные поступки – размашистые скачки отрывистых струнных, непрерывный бас, который держит слушателей в постоянном внимании к композиции, и, конечно же манера чтения – желание немедленно броситься в любое государственно-административное учреждение и устроить погром.


«Барыга» - тревожные трезвучия и отличный ритм - создают ощущение напряженного ожидания. Кстати, напряжение идет больше от текста.


«Не верь, не бойся, не проси» - композиция-утверждение. Это подтверждает и музыкальное оформление. Размеренный ритм, гитарные эффекты и женский вокал, видимо для украшения.


Слушайте РЭП. Прежде всего, конечно, текст, а потом уже музыку. Но не забывайте, что музыкальные средства выразительности обостряет восприятие слова. Слушайте больше, потому, что, как сказал господин Грымов, это интересно.






Форма входа
Календарь новостей
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright NLB Entertainment © 2025
Хостинг от uCoz